О компании Публикации в СМИ Наши проекты Наши клиенты Контакты Партнеры и друзья

НАШИ ПРОЕКТЫ:

Главная Публикации в СМИ Речь руководителя. Какая она должна быть, кто ее должен готовить.

Речь руководителя. Какая она должна быть, кто ее должен готовить.

Речь руководителя. Какая она должна быть, кто ее должен готовить.

«Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту». Дейл Карнеги.

Умение выступать публично необходимо любому руководителю. Но зачастую блестящее содержание теряется в абсолютно невыразительном выступлении. Скованность, страх перед аудиторией, нервозность, губит многие интересные доклады. И мало кто помнит о том, что дело не только в том, что говорить, сколько в том, как говорить.

Публичное выступление – это обращение сразу к большой и чаще всего неоднородной по своему составу группе людей. Во время выступления докладчику очень трудно определить, как воспринимает его аудитория. Каждый раз, выходя на трибуну, будь это конференция, международный форум или просто выступление перед своим коллективом, всегда нужно помнить о том, что публичная речь – это своеобразное послание, которое может как укрепить репутацию, так и похоронить ее. Это монолог, который нельзя остановить, не закончив.

Все эти проблемы и трудности исчезают , если докладчик – личность харизматическая и безукоризненно владеет ораторским искусством. Но не следует забывать, что руководители – тоже люди. И не каждый может подготовить речь грамотную, интересную, яркую и индивидуальную и так же ярко представить ее слушателям. Поэтому многие бизнесмены и политики прибегают к услугам спичрайтеров, основная задача которых заботится о каждом правильно сказанном слове.

Но даже если у руководителя нет возможности прибегнуть к услугам спичрайтера, существуют приемы, которые при определенных усилиях помогут сделать выступление профессиональным, грамотным и запоминающимся. Известно, что свободное и уверенное поведение во время публичных выступлений относится не к числу врожденных талантов, а является следствием развития специальных навыков, которые можно развивать.

Существуют три слагаемых успеха любого публичного выступления: психологическая готовность оратора, его умение работать с аудиторией и подготовка текста выступления. Итак, первое слагаемое. Как гласит известная мудрость - второго шанса произвести первое впечатление не бывает! Докладчик во время своего выступления является активным источником информации, независимо от тематики своей речи. Поэтому залогом успешного выступления является прежде всего, он сам! По его поведению аудитория формирует свое отношение к предмету речи, воспринимает и оценивает речь и манеры оратора, а отсюда следует насколько последнему удается установить контакт с аудиторией.

Следовательно, очень важен не только внешний вид выступающего, но и его психологический настрой, его уверенность и позитивность. Ученые выявили, что во время общения собственно словесная информация не превышает 7-10% от всего объема передаваемой. Существует поговорка "Мы говорим голосом, а беседуем всем телом". Поэтому, при публичном выступлении опытные ораторы стремятся к тому, чтобы невербальное поведение только подчеркивало их уверенность, не вызывало раздражения у аудитории и не отвлекало ее от произносимой речи.

Второе слагаемое успешного выступления – работа с аудиторией. Главная цель публичного выступления — не утомить слушателя, но дать пищу для размышлений. Выступающий обязан постоянно контактировать с аудиторией, которая должна верить каждому слову, произносимому с трибуны. Важно не давать слушателям уставать. Можно при выступлении общаться с аудиторией глазами с помощью специального приема - периодически обводить взглядом всех сидящих в зале слева направо и от передних рядов к задним, тогда у присутствующих возникнет впечатление участия в открытом диалоге с докладчиком, а у него появится возможность следить за колебаниями настроения аудитории.

И, наконец, третье слагаемое, влияющее на успех публичного выступления – собственно подготовка текста доклада. Подготовка текста предполагает четкое определение цели выступления, составление плана, подбор нужной информации. Сам текст лучше всего строить по принципам, заложенным еще Аристотелем, вступление (начинать с самого важного или с самого неожиданного); основная часть (суть того, о чем хотели рассказать); заключение (кульминация, развязка). А еще для успешного выступления вам понадобятся цитаты, даты и цифры, истории из жизни или наглядные примеры, и, конечно, юмор… Если об этом помнить, то тогда доклад становится интересным, из него легко можно вытащить информационный повод, создать новость, цитировать.

Кстати, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

Опыт показывает, что на каждую минуту будущей речи требуется 20-25 минут подготовки. Выдающийся русский юрист Анатолий Федорович Кони считал, что размер волнения оратора перед аудиторией, обратно пропорционален времени, затраченному им на подготовку выступления. Безусловно, ораторская практика сложна, разнообразна и многогранна. Но вот несколько советов, которые всегда помогут при подготовке публичного выступления: - лучше произносить речь, написанную собственноручно; - предпочтительно использовать короткие фразы и простые слова; - не описывать, а акцентировать внимание на чем-то; - стараться приспосабливать слова и стиль речи к аудитории; - говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений. - не использовать сложные цифры; -перед выступлением проверить произношение, расставить ударения и предусмотреть паузы; - говорить живо, эмоционально.

Речь руководителя, открывающего конференцию – это, если хотите, программное заявление¸ посыл, который задает тон всему ходу конференции. И когда, выслушав эту речь, аудитория конференции получает правильный эмоциональный настрой, который совмещен с толковым, дающим информацию и для размышления, и для понимания содержанием, считайте, что задача выполнена и конференция (естественно при отсутствии грубых промахов организаторов при подготовке) состоялась и будет иметь успех и безусловный интерес как у участников, так и у прессы.

Евгения Гозман PR бюро «Не вопрос»