Мероприятия как элемент антикризисной программы
Как гласит старая рекламная шутка: если есть где-то Рыжий АП, то должен существовать и голубой даун…Если компания нашла пути придти к кризису, то должны быть пути выхода из кризиса. И конечно они есть. Мы не будем здесь говорить об экономических проблемах компании или проблемах связанных непосредственно с продуктом- услугой. Оставим это уделом экономистов и аналитиков.
Как специалист в области PR здесь я буду говорить о «человеческом» кризисе. Это те ситуации, в которых задействованы и на которые влияют только люди: внешняя группа ( клиенты, контрагенты) и внутренняя ( сотрудники) . Что это может быть? Прежде всего, ситуации, повлиявшие на репутацию компании и требующие возвращения доверия партнеров. Это когда в бутылке с Coca-cola был найден гвоздь, когда обрушилась крыша одного из гипермаркетов OKЕй, когда Toyota отзывал большую партию автомобилей из –за производственного брака и т.п. Второй уровень это ситуации внутри компании, которые дезориентируют сотрудников, когда теряется мотивация - укрупнение , слияние или иные структурные изменения внутри компании. И как следствие третья ступень - это уже прямой конфликт персонала и руководства.
Конфликты существовали всегда и наверное будут всегда, поэтому многие приемы урегулирования таких кризисов появились задолго до нас. Это общие правила, позволяющие более менее стабилизировать развитие кризиса. К таким приемам относится: нельзя молчать, умалчивать и скрываться; нельзя отрицать очевидное; нельзя оправдываться и необходимо дать высказаться. А также стандартный набор мер как-то приглашение журналистов, прямой диалог с сотрудниками, организация обратной связи… Все это несомненно действенные меры, но со временем, как и реклама, вырабатывается своего рода иммунитет и аудитория уже менее восприимчива к информации и меньше доверяет. Здесь уже требуется включить фантазию и разработать ряд новых антикризисных ходов. Что только не придумывали, не испробовали специалисты по антикризисному PR: какие-то находки действительно были эффективны, какие-то усугубили ситуацию, какие-то остались одноразовой пробой пера, другие получили толков в развитии. В частности такой толчок для развития нового направления получили конференции, круглые столы направленные на разрешение конфликта.
В чем из выгода? И чем отличается такое мероприятие от стандартной конференции? Круглый стол, конференция это диалог с расширенными функциями. Важно, как гласят основные правила, не потерять связь и аудиторией и наладить обратный ход информации. Классическая схема приема обращений, писем и предложений от сотрудников или клиентов хороша тем, что компания однозначно слышит их голос, но они лишены возможности услышать ответ компании .В лучшем случае каждый из адресатов получит ответ только на свой вопрос. Конференция же дает возможность, прежде всего всем услышать ответы на многие вопросы, не только свои. И что, не маловажно, способствует именно диалогу.
Обсуждение и согласование каких-то решений происходит в режиме он-лайн. Для тех компаний, где сильные «переговорщики» такой формат дает возможность максимально мягкой манипуляции слушателями и подведению их к добровольному принятию нужной компании точки зрения. Не хочется здесь вдаваться в подробности- это тема для отдельной большой дискуссии, но если модератор конференции ( круглого стола) владеет приемами риторики, то путем пошагового разбора сути конфликта или иной расстановки акцентов возможно не только смягчить ситуации, но и даже вероятно полностью ее стабилизировать. Как пример приведу эпизод из начала фильм «Здесь курят», когда главный герой, лоббист табачной индустрии, на одном ток-шоу, отражая нападки, построенные на смертельно больном мальчике курившем с детства, говорит следующее, буквально за доли секунды переворачивая аудиторией восприятие ситуации: нам ( табачной индустрии) не выгодно, чтобы этот мальчик умирал, нам надо, чтобы он жил и как можно дольше, ведь тогда он продолжит курить…»