Обзор федеральной моды на разговоры об инновациях.
Мероприятия, посвященные инновациям. Это конкурсы, круглые столы, конференции и симпозиумы. Разве что не встречались пока тренинги и мастер –классы. Мыслить за рамками привычного - наверное это то, чему нельзя научить и ноу-хау о которых не принято говорить вслух. Разговоры об инновациях – тренд последних нескольких лет, который плавно набирает обороты уже и в этом году.
А законодателем выступил сам Дмитрий Медведев, который в начале предвыборной кампании рассказал о своих приоритетах в отношении будущего России. « «Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырех «И» – институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях», – заявил будущий президент. С тех пор слово «инновации» постоянно на слуху.
На самом деле мода на инновации приходит каждые шесть лет - каждое новое поколение топ-менеджеров с энтузиазмом вступает на путь поиска очередного новшества, которое перевернет мир. За последние 25 лет прокатились как минимум четыре волны ужесточения конкуренции, а значит, и широкой популярности инноваций - по словам Розабет Мосс Кантер, профессора Гарвардской школы бизнеса, специалиста по стратегиям, инновациям и лидерству. В одной из своих публикаций она так распределяет эти волны: Первая пришлась на конец 1970-х - начало 1980-х. Это время Apple и IBM, плееров Sony Walkman и автомобилей Toyota. Тогда же началось повальное увлечение концепцией комплексного управления качеством.
Вторая волна нахлынула в конце 1980-х. Тогда компании срочно проводили реорганизацию, чтобы избежать агрессивных поглощений. Компании создавали новые подразделения, дабы самим зарабатывать на своих идеях, а не играть на руку монстрам вроде Microsoft.
Третью волну породил интернет-бум 1990-х. Многие зрелые компании стали искать принципиально новые бизнес-модели. Традиционные компании «из крови и плоти» бросились создавать автономные интернет-проекты, зачастую не связанные с основным бизнесом, а то и противоречившие ему.
Нынешняя инновационная волна поднялась в совсем другой обстановке. Осознав, что невозможно бесконечно приобретать новые предприятия, и освободившись от чар технологий, компании нацелились на органический рост. General Electric, IBM и другие выжившие гиганты стали рассматривать развитие инноваций как часть корпоративной политики. На этот раз основная форма инноваций - новая продукция, которая отвечает на новые нужды потребителей. В эту эпоху знаковыми можно считать такие инновации, как iPod Apple и швабры Swiffer компании Procter & Gamble.
Именно на этом этапе в мировой диалог об инновациях присоединилась Россия. На данный момент в стране только по приблизительным данным в год насчитывается более 4000 подобных мероприятий. Они различны по целевой аудитории и отрасли: Инновации в химпроме, инновационные методы преподавания в ВУЗах, инновационный подход к управлению школой, Инновации в транспорте, Инновации, нацеленные на результат, День открытых инноваций и т.д.
Сложно отследить практическую пользу от таких разговоров. Большая часть это просто встреча коллег за приятным разговором, как это могло было бы быть. Это тематические встречи в рамках одной отрасли: инновации в строительстве, медицине, логистике и т.п. Как правило, разговор заключается в обсуждении возможных мер для оптимизации бизнес процессов.
Иное дело, когда разработчики имеют возможность представить свои наработки тем, кому они помогут оптимизировать бизнес процессы. Своего рода формат выставки-продажи. Но, к сожалению, это редкий формат, так как одни боятся за авторские права, представляя идеи, другие слишком консервативны. Несколько по иному все на конкурсах, организованных при поддержке администрации города, которая следует федеральной моде на разговоры об инновациях. Так как, во-первых, город гарантирует премию участнику-победителю и во-вторых обладает достаточной компетенцией, чтобы действительно довести идею до стадии коммерческой реализации.
Но, к сожалению, по приблизительным данным только 0,5-2% инновационных идей, представляемых ежегодно на подобных конференциях начинают самостоятельную жизнь.